Российская система образования — самая забюрократизированная в мире. К такому выводу пришли авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey. Они выяснили, что в среднем учитель в России трудится свыше 46 часов в неделю.
При этом 15 часов педагоги тратят на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам. По этим показателям российские преподаватели — самые загруженные среди коллег из 36 стран (источник http://kommersant.ru/doc/2735258).
В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчетности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента Российской Федерации В. В. Путина. По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций. Во исполнение поручения проведен анализ документооборота образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, с привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В результате анализа выявлено:
По итогам проделанной работы было подготовлено совместное письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ (письмо № НТ-664/08 от 16.05.2016 г. «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»; далее — Письмо). В данном письме указаны основные рекомендации по сокращению избыточной отчётности, а также перечислены основные документы, которые в обязательном порядке должны быть в образовательной организации, а часть из них — размещаться на официальном сайте образовательной организации.
Давайте разберёмся — какие документы должен заполнять педагог и что можно требовать от него в обязательном порядке?
Начнём с требований Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 1 п.1. статьи 48 «Обязанность и ответственность педагогических работников» указано, что педагоги обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В письме Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов» отмечается, что «педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц.
Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации». В связи с этим было принято решение пересмотреть требования к структуре рабочей программы (данное решение зафиксировано в вышеуказанном письме, а в декабре 2015 года были внесены соответствующие изменения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих уровней образования) и на сегодняшний день основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
Таким образом, учитель в обязательном порядке должен разрабатывать и иметь в наличии рабочую программу по учебному предмету, внеурочной деятельности, структура которой существенно пересмотрена в сторону сокращения её объёма!
Участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.
В качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н). Ранее, до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», наличие должностных инструкций у учителей не было предусмотрено в нормативно-правовых актах системы образования (многие ограничивались трудовым договором, т. к. основной круг обязанностей в нём фиксировался). Теперь должностная инструкция должна быть у всех работников образовательной организации (прямое указание на это даётся в ч.6 ст.47 и в ч.3 ст.52 вышеуказанного закона).
В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Зачастую на практике встречаешься с наличием двойной работы, которую выполняет педагог, в случае необходимости заполнять бумажный и электронный журнал. К сожалению, но это очень распространённое явление, о котором на просторах сети Интернет уже многое написано. Законом «Об образовании в Российской Федерации» подчёркивается автономия образовательной организации «под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации» (статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»).
В связи с этим образовательная организация самостоятельно принимает решение о том в каком виде вести учёт успеваемости обучающихся. На это есть прямое указание п. 11 ч. 3 ст. 28 — «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях». Таким образом нет необходимости ждать какого-либо распорядительного документа «сверху» об отмене «бумажных» журналов.
Можно задать встречный вопрос — почему же нельзя вести только «бумажный» журнал? Все мы знаем, что часть услуг уже успешно предоставляется нам через портал государственных (муниципальных) услуг, т. е. в электронном виде. Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 г. № 729-р установлен перечень услуг, который предоставляется в электронном виде. В сфере образования одной из услуг является «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости». Из этого следует, что образовательная организация на сегодняшний день уже не может вести только бумажные журналы. В противном случае на портале государственных услуг не будет отображаться информация по успеваемости обучающихся, а это уже можно рассматривать как непредоставление услуги.
Что ещё необходимо включить в обязательный перечень необходимой документации? При выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.
Обратите внимание! В Письме указано, что «выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя».
Таким образом, учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), вести учёт успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал); всё остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации, следовательно, является требованием конкретной организации! Уважаемые педагоги, прочитайте внимательно свой трудовой договор (второй экземпляр у каждого из вас должен быть «на руках»), должностную инструкцию — может быть от Вас требую то, что вы и не должны выполнять?
В заключении отметим, что администрация образовательной организации должна стремиться к тому, что минимизировать «бумажную» работу педагога, т. к. в противном случае времени на непосредственную работу с детьми будет хронически не хватать, а это уже потянет за собой вопросы качества образования и не только…
Источник: https://eduface.ru